Возможность останавливать автомобиль в запланированном режиме может быть нарушена при попадании воздуха в трубопроводы и емкости тормозной системы. Это происходит при замене жидкости или производимых операциях по замене неисправных шлангов или цилиндров.
Набор операций называется прокачка тормозов и различается для автомобилей, у которых установлена анти-блокировочная система (АБС-ABS; кириллица и латиница) и у моделей, где она отсутствует. Наличие гидроаккумулятора и набора клапанов не позволяют избавиться от воздушных пузырьков в тормозах общепринятым способом, нужны некоторые процедуры.
Особенности конструкции ABS
Анти-блокировочная тормозная система устраняет возможность заноса автомобиля с последствиями в виде создания аварийной ситуации при движении по поверхности с повышенным коэффициентом скольжения — снегу, льду, мокрому асфальту.
Обычные тормоза блокируют колеса одновременно, АБС-система это делает с учетом информации о скорости вращения каждого колеса и распределяет жидкостное давление для одновременного синхронного торможения четырьмя шинами.
В систему для этого добавлены:
- электронный блок управления (ЭБУ) с задачами: анализировать скорость вращения колес и синхронизировать её изменением давления при помощи перепускных клапанов; снижение числа оборотов ослабляет нагрузку на тормозную колодку, и нагрузка на поверхность уравнивается;
- датчики, располагаемые на ступицах с задачами фиксации информации для ЭБУ и работающие по принципу Холла;
- блок гидравлики из камер для снижения давления, электронасоса, электромагнитных клапанов для впуска-выпуска и гидроаккумуляторы для накопления тормозной жидкости.
При естественном движении выпускные клапаны препятствуют выходу жидкости из тормозного цилиндра, и они закрыты. Впускные открыты и не мешают повышению магистрального давления при нажатии на педаль тормоза. ЭБУ считывает информацию и открывает, и закрывает эти клапаны для равномерного торможения четырьмя шинами.
Классификация ABS
Их различают по контурам на:
- одноканальные — если при торможении резко замедляет вращение до блокировки одно колесо, то происходит растормаживание всей системы;
- двухканальные — выравнивание давления в цилиндрах происходит при анализе скорости самого быстровращающегося или быстро тормозящего колеса;
- четырехканальные —регулирование каждого колеса происходит автономно с максимально безопасным противозаносным эффектом торможения (ими оснащаются последние модели).
По способу компоновки выделяют:
- блочные АБС, если все части системы — насос, клапаны, накопитель и гидромодуль— смонтированы в один агрегат;
- компоновка происходит в виде разнесения функциональных узлов;
- ABS, усложненные ESP- SBC-системами.
Усложнение конструкции не делает невозможным замену тормозной жидкости в системах любой сложности своими силами.
Инструкция для самостоятельной прокачки
Прокачку тормозов можно сделать при помощи:
- специальной установки для прокачки
- при помощи обратного клапана
- с использованием обычного шприца
- с применением компрессора
- и вакуумного насоса
Посмотрите внимательно видео о самостоятельной прокачке тормозов в гараже.
Показаны все вышеперечисленные способы.
Обилие дополнительных узлов увеличивает значимость правильной последовательности операций. Обязателен напарник, жмущий на тормоз по вашим командам, и оснащение в виде ключа для штуцера слива тормозной жидкости, самой жидкости для замены и емкости для отработки со шлангом диаметром равным толщине штуцера.
Предварительно ритмичными качками тормозной педали при выключенном зажигании сбрасывается давление в гидроаккумуляторе.
Для одноблочной компоновки (применяющаяся в «Ладах») последовательность действий неотличима от стандартной плюс необходимость отключения системы удалением предохранителя.
Наличие встроенного насоса облегчает процесс, тогда прокачку следует проводить при включенном зажигании.
Начать нужно с правого заднего колеса и последовательно:
- отсоединить клемму уровня на крышке бачка;
- снять крышечку и подготовиться к необходимости пополнять расходуемую жидкость;
- поворотом штуцера с помощью накидного ключа и шланга с емкостью осуществлять отвод отработки для последующей утилизации;
- включить зажигание, нажать на педаль тормоза и наблюдать за уходом пузырьков воздуха из системы;
- когда пойдет сплошная жидкость, отпустить тормоз и закрутить штуцер;
- пополнить расход в расширительном бачке.
Удаление воздуха из системы идет по контурам: поначалу из дальнего, следом из ближнего, для «Лад» справа заднее колесо —переднее, потом слева в аналогичном порядке.
Процедура у автомобилей с разнесенными функциональными узлами сложнее и оснащенные ESP- SBC-системами проводится при наличии диагностического центра, который подключается к компьютеру и управляет механизмами с электронным регулированием.
Слив жидкости проводится по указанной схеме, но нажимы тормозной педалью заменяются командами пунктов компьютерного меню.
Особенности для «Приоры»
Доступ к штуцерам задних колес осуществляется без снятия дисков из смотровой ямы. Электромагнитные клапаны отключаются зажиганием.
Действия описаны в разделе выше, единственная особенность: помощник нагнетает давление в системе неоднократными качками тормозной педали и по команде удерживает ее в нижнем положении до удаления пузырьков воздуха, при падении давления штуцер перекрывается и при надобности процедура повторяется вновь.
Штуцера передних колес становятся доступными при помощи домкрата при поднятии передка и снятия колеса.
Нюансы прокачки «Гранты» и «Калины»
Конструктивных отличий тормозной системы автомобилей ВАЗ нет, следовательно, изложенные рекомендации подходят и к этим моделям.
После замены жидкости необходимо проверить отсутствии протечек и провалов тормозной педали.
Вспомогательное устройство
Из самоделок рекомендуется прозрачный пластиковый бак, включаемый в систему между штуцером и вакуумным насосом.
Его корпус позволяет обнаружить пузырьки воздуха в жидкости и обойтись без помощника.