Большинство автолюбителей могут самостоятельно проводить диагностику личного транспортного средства без посещения сервисного центра, контролируя состояние авто, качество и объем проведенных ремонтных работ.
Современные автомобили оснащены системами компьютерного тестирования узлов и агрегатов. Для машин, произведенных в Северной Америке применяют разработанные протоколы OBD-2, европейский его вариант называется EOBD, в Японии— JOBD.
Диагностика автомобиля при помощи компьютера
Доля механических приводов управление деталями и агрегатами автомобиля падает, опустившись до уровня 30 %. Остальная часть узлов работает под контролем ЭБУ (электронного блока управления). От датчиков к нему по системе передачи данных поступает информация, на основе анализа которой происходит управление исполнительными механизмами.
Для отслеживания состояния автомобиля и корректировки его работы необходимо подключение внешнего интерфейса, состоящего из:
- контроллера по протоколу модели, расположенного чаще на рулевой колонке;
- процессора, которым может быть профессиональный диагностический компьютер или смартфон, ноутбук или планшет;
- программного обеспечения;
- кабеля для передачи данных, либо заменяющие его средства соединения wi-fi или Bluetooth.
Подробнее по каждому из вопросов по компьютерной диагностике.
Для чего и когда она необходима
Диагностика с помощью компьютера производит получение данных о работе машины в виде графиков и кодов ошибок, анализируя которые делаются выводы о поломках или сбоях в функционировании агрегатов и узлов.
Автовладелец без специальной подготовки способен произвести проверку качества проведенного техобслуживания или ремонта в автомастерских, вовремя определить ту или иную неисправность и принять меры по её устранению, контролировать частоту проведения профилактических мероприятий, оценку автомобиля при покупке и определение неисправностей при горящей сигнальной лампочке неисправностей.
Популярная 10 кроссоверов, которые покупаются в России в 2021 г.
Из ЭБУ возможно извлечь информацию о производительности двигателя и особенностях его функционирования: число оборотов холостого хода, синхронизацию зажигания, перемещение дроссельной заслонки и прочее.
Диагностика может понадобиться в любой момент, от покупки нового автомобиля до продажи. Отклонения от эффективного режима работы можно отследить при наличии навыков уверенного пользователя ПК и знакомством с каталогами и базами для расшифровки считанных данных.
Компоненты набора для тестирования
Для организации процесса диагностики необходимо определить местонахождение разъема. Как правило, его располагают на корпусе рулевой колонки, в который вставляется штекерный сканер-адаптер.
Это — прибор, который обрабатывает информацию бортового компьютера и передает ее в ноутбук для дальнейшего анализа. Профессиональные модели предназначены для детальной диагностики автомобилей, любителям лучше подходят универсальные, с меньшим функционалом.
Далее сканер привязывается к ноутбуку или другому рабочему инструменту при помощи компьютерного кабеля, либо средствами беспроводной связи Wi-Fi или Bluetooth.
Для проверки систем автомобиля в поверхностном режиме подойдет смартфон, но полноценный софт устанавливается только на ноутбук или ПК. Стационарный компьютер громоздок и подходит лишь для автомастерских, ноутбук позволит проводить диагностику в полевых условиях с желаемым уровнем.
Используемое устройство должно быть оснащено разъемом RS-232 под дата-кабель и беспроводным блоком доступа (предпочтителен Bluetooth в связи с распространённостью его установки на универсальные сканеры).
Софт предустановлен на сканерах, ПО этой тематики распространяется бесплатно.
Адаптеры-сканеры
Для непрофессионалов подходят мульти-марочные адаптеры, распознающие главные коды неисправностей. OBD-приборы на основе электронной микросхемы ELM 323\327 приспособлены под большинство автомобилей с 1995 года выпуска и делают возможным считывание информации об ошибках работы машины.
Для любителя подойдет «Smart-Scan-Tool» стоимостью 30 долларов с функциями отслеживания показателей установленных датчиков в режиме настоящего времени. Он позволяет определять поломки и настраивать работу узлов и систем в желаемых режимах.
Профессиональные сканер-адаптеры имеют расширенный специализированный функционал, но дороже.
Функции контактов протокола OBD-2
До 2000-х годов разъемы не стандартизировались, и производители самостоятельно назначали их конфигурации. На данный момент есть два типа устройств-разъемов: А и Б. По виду оба штекера одинаковы, но отличаются направляющими пазами.
Назначение контактов определяются стандартами. Штекер питания разъема допускает применять сканеры и адаптеры без вспомогательных электроцепей.
Программное обеспечение
ПО, помимо диагностики, ведет цифровую отчетность по техобслуживанию и ремонтным операциям. Российским маркам автомобилей подходит «Мотор Тестер» — профессиональный софт УАЗ-, ВАЗ-, ГАЗ-автопрома.
Расшифровка сообщений
Коды выглядят как набор пяти символов. Первый — латинская буква, далее 4 цифры с возможным включением букв.
Коды ошибок делят на группы: базовые и расширенные. Базовые коды одинаковы для автомобилей разных марок. Расширенные коды были разработаны производителем для каждой модели.
В интернете представлены файлы для скачивания с расшифровкой кодов ODB 2 для авто всех марок.
Самостоятельная диагностика позволит хозяину разумно эксплуатировать автомобиль. И сэкономить средства при определении потенциальных неисправностей личного транспорта.